Конфликт на орбите
История 1995 года о неслыханном до настоящего времени акте попрания Администрацией связи США одного из важнейших положений Регламента радиосвязи.
B конце сентября 1995 г. операторы земной станции «Москва“ российской спутниковой сети STATSIONAR-20 обнаружили падение качества передачи в четырех поддиапазонах до недопустимо низкого уровня. Проверки оборудования передающей и приемной станций, a так же ретранслятора показали, что оно технически исправно. Последующий анализ показал, что причиной ухудшения качества связи являются радиопомехи, проникающие в тракт приема земной станции через ее антенну. Чисто теоретически источниками таких помех могут быть передатчики станций наземных радиослужб (например радиорелейных станций прямой видимости) или космических станций других спутниковых сетей. Однако частотные присвоения земной станции «Москва“ были уже давно скоординированы с наземными радиослужбами России, a частотные присвоения спутниковой сети STATSIONAR-20 прошли процедуру международной координации, были зарегистрированы в Международном союзе электросвязи (МСЭ) и введены в эксплуатацию в 1990 г. Таким образом, радиопомехи принципиально исключались. И все-таки они были.
Все говорило о том, что электромагнитная обстановка, в которой в течение ряда лет успешно функционировала сеть STATSIONAR-20, в сентябре 1995 г. неожиданно изменилась — появился какой-то неизвестный передатчик, который предстояло локализовать. Особую актуальность этой задаче придавало то, что спутниковая сеть STATSIONAR-2О с космической станцией обеспечивает связь в интересах государства.
Специалисты, отвечающие за эксплуатацию сети STATSIONAR-2О, сканируя ближайшие окрестности космической станции, вскоре обнаружили, что источник помех` вероятно расположен в точке 68,5град.в.д. Это их сразу насторожило. Было хорошо известно, что в эту позицию планируется выведение космической станции спутниковой сети USASAT-141, заявленной Администрацией связи США. Когда результаты локации геостационарной орбиты были сопоставлены с сообщениями американской печати о запуске в точку 68,5 град.в.д. в августе 1995 года спутника связи PAS-4, принадлежащего компании PanAmSat, стало ясно, что началось развертывание американской спутниковой сети, заявленной в МСЭ под именем USASAT-141. Сам факт вывода на борту спутника космической станции является весьма рядовым и вполне рутинным событием. Чуть ли не каждый месяц в космосе появляется новый спутник связи, принадлежащий той или иной стране. Но крайнее удивление специалистов вызвало начало использование оператором американской сети не скоординированных с Администрацией связи России частотных присвоений сети USASAT-141, о чем свидетельствовали радиопомехи земным станциям российской сети STATSIONAR-20.
Это был неслыханный до настоящего времени акт попрания принципов, зафиксированный в Регламенте радиосвязи. Администрация связи России после получения от оператора необходимых данных направило в МСЭ, в соответствии с положениями статьи 22 регламента связи, донесение о вредных помехах. (В Регламенте радиосвязи вполне определенно записано, что до начала использования любого нового частотного присвоения оно должно быть скоординировано с ранее заявленными частотными присвоениями.) Согласно этому принципу поступила в свое время и Администрация связи России. Так должна была поступить и Администрация связи США. Но они этого не сделали.
Задача координации этих сетей нетривиальна, ведь орбитальный разнос космических станций составляет всего 1,5 град. Однако эти трудности специалисты PanAmSat должны были предусмотреть еще на этапе эскизного проектирования системы.
Первая попытка координации была предпринята на переговорах делегаций администраций связи России и США в Вашингтоне в сентябре-октябре 1994 года. Эти (и последующие весной-летом 1995 года) переговоры не дали положительных результатов. Вызывает удивление, что Администрация связи США не воспользовалась своим правом обратиться с просьбой в Бюро радиосвязи МСЭ об оказании помощи в проведении координации. Можно полагать, что американские эксперты уже тогда хорошо понимали, что не существует технических путей достижения компромисса, приемлемого для обеих сторон. Тщетность попыток договориться показали и московские переговоры 1996-1997 гг. В ходе этих переговоров выяснилось стремление американской стороны решить проблемы координации сети USASAT-141 за счет ухудшения важных оперативно-технических характеристик российской сети STATSIONAR-20, что, конечно же, неприемлемо для российской стороны. Администрация связи США предприняла попытку финансовой компенсации существующей проблемы. Но в связи с важностью качества связи для обеспечения государственных органов это предложение было отклонено.
Таким образом с 1994 года компания PanAmSat, как и Администрация связи США, стали виновниками нарушения одного из важнейших положений Регламента радиосвязи.
В результате сложилась явно ненормальная ситуация: оператор российской сети терпит ущерб, связанный с необходимостью арендовать альтернативные каналы связи вместо тех, которые поражены помехами со стороны сети USASAT-141; оператор же американской сети компании PanAmSat получает прибыль, незаконно используя не скоординированные частотные присвоения.
Похоже, что некоторые деятели в Администрации связи США решили, что интересами России можно пренебречь. Однако они должны понимать, что дурной пример заразителен, и в следующий раз они сами могут стать жертвами подобного правового нигилизма.
По материалам журнала «Радио»